«Уроки духовности» для детей и их родителей.
К любви!
Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ее значение для развития у детей духовных начал? Какой она должна быть, чтоб дать людям счастье? Эти вопросы давно и неизменно волновали философов, писателей, психологов. Глубокий анализ проблем семейной жизни дали многие русские писатели на страницах своих произведений. Школьная программа включает в себя множество произведений, в которых нашли отражение и «диалектика души» ребенка, и его взаимоотношения с окружающим миром, и преодоление им жизненных ступеней…На уроках литературы мы говорим о проблемах детства, о взаимоотношениях «отцов и детей», о том, все ли дети счастливы в семье…
С помощью художественного слова мы формируем в детях мерила нравственности человека: каков он, добрый или злой, бескорыстный или эгоистичный, трусливый или мужественный. Давно подмечено, что на человека наибольшее воздействие оказывает то, что происходит с ним самим, с близкими ему людьми. На уроке ученик читает о любви Николеньки Иртеньева (Л.Н.Толстой «Детство») к матери, а у самого перед глазами стоит мать, нервозная , злая, обиженная… Конфликт с мужем, стрессовая ситуация на работе, дети… И так изо дня в день. Сможет ли ребёнок понять маму, простить? Трудно дать ответ на этот вопрос. Если бы он смог – не убегали бы дети из родительского дома, не становились бы наркоманами, не совершали бы преступления… А ведь, может быть, было достаточно одной маминой улыбки, но она оказалась на неё скупа. И как следствие – непонимание, отчуждение, одиночество.
К проблемам, вызванным личностными отношениями в семье, добавьте проблемы наркомании, пьянства и алкоголизма, нарушения прав детей и т.д.
Каковы бы ни были причины этих пороков, они тяжелым бременем ложатся на плечи семьи, рождают конфликты, усугубляют взаимоотношения между поколениями, детьми и родителями. Поэтому так важно разрабатывать и внедрять в жизнь программы, целью и задачей которых стала бы пропаганда семейных традиций, здорового образа жизни, высоких нравственных идеалов… И не последнюю роль в осуществлении этих задач может и должна взять на себя школа.
Изучая художественные произведения и наблюдая реальную жизнь современной семьи (не только её отрицательного опыта, но и положительного) я задумалась над тем, как соединить в одно целое мир художественной литературы и мир современной семьи. Таким образом, возникла идея проведения педагогических чтений. К сотрудничеству были приглашены родители учащихся, представители структурных подразделений поселка, воспитатели детского сада, преподаватели Детской школы искусства.
1.Цель
Данный проект направлен на реализацию школьной Программы «Семья и школа: от диалога к сотрудничеству» в рамках объявленного президентом Года семьи на территории Российской Федерации
-
2.Задачи
общие:
- осуществление просветительской деятельности в условиях микросоциума;
- формирование духовной общности детей и взрослых через приобщение их к прекрасному миру русской литературы и искусства;
- укрепление авторитета семьи в обществе, пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей;
- формирование творческой образовательной среды для личности, содействие содержательной организации свободного времени семьи.
предметные:
- совершенствование навыков идейно-художественного анализа литературного произведения;
- формирование ученических компетентностей; рост творческой активности учащихся;
- формирование морально-нравственных принципов учащихся через постижение нравственных уроков русской литературы;
- воспитание толерантности, умения реализовываться в коллективе
3.Концепция
Укрепление авторитета семьи, пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей и традиций – одна из главных тем «Уроков духовности». Они позволяют, во-первых, приобщить к миру семейных ценностей детей и родителей, во-вторых, помогают создать органичную систему урочной и внеурочной деятельности по предмету, в-третьих, стимулируют рост творческой активности учащихся, способствуют формированию коммуникативных компетентностей учащихся. «Уроки духовности» - это дискуссии по животрепещущим проблемам детства и семьи. «Уроки духовности» - это приобщение и детей, и взрослых к миру искусства.
4. Этапы реализации проекта
Подготовительный | Основной | Заключительный |
…. учебный год | ||
Чтение и изучение художественных произведений на уроках литературы Создание детских презентаций по теме проекта Чтение художественных произведений родителями (деятельность школьной библиотеки) Составление литературно-музыкального конспекта «Уроков духовности» (деятельность учителей литературы и преподавателей ДШИ) Издание афиши, реклама | Проведение «Уроков духовности»: - «Куда уходит детство?» - «Ссудный день, или в чем мера людской доброты?» - Стихи, избранные на всю жизнь» - «Ребёнок дрожащий или право имеющий» - «Согрей теплом души своей» Проведение Недели русского языка и литературы «Моя семья – мое богатство» Проведение школьного праздника «Семья и школа: от диалога к сотрудничеству» | Обобщение опыта организации «Уроков духовности» на районной методической конференции учителей русского языка и литературы |
5. Содержание проекта
5 – 8 классы
Класс | Произведения русской литературы | Название проекта | Содержание проекта |
5 класс | В.И.Белов «Скворцы» К.Г.Паустовский «Теплый хлеб» И.Северянин «В парке плакала девочка» | «Тема детства в произведениях русской литературы» | а) Тема добра и труда; б) народная мудрость и народная мораль; в) образ бабушки; г) природа как источник духовного становления детей; д) любовь детей к «братьям нашим меньшим»; е) взаимоотношения детей и взрослых; ж) победа над самим собой (образы детей); з) роль семьи в духовном становлении детей. |
6 класс | В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» А.П.Платонов «Корова» | ||
7 класс | Л.Андреев «Кусака» Е.И.Носов «Кукла» А.П.Платонов «Юшка» | ||
8 класс | В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | ||
6 класс | «Притча о блудном сыне» А.С.Пушкин «Станционный смотритель» | «Проблема «отцов и детей» в произведениях русской литературы | а) «Родительский дом – начало начал»; б) красота и сила родительской любви; в) «непоправимая вина, невыносимая тяжесть» в душах детей; г) что ведет к забвению родителей? д) «за добро плати добром» |
7 класс | Л.Н.Толстой «Детство» | ||
8 класс | К.Г.Паустовский «Телеграмма» |
9 – 10 классы
9-10 классы | А.А.Лиханов «Высшая мера» | «Проблема «отцов и детей» в русской литературе» «Судный день, или в чем мера людской доброты?» | а) прием сопоставления и противопоставления как средство постижения нравственных уроков повести; б) «самой счастья не досталось, так ты другим помоги» (образ матери в повести); в) проблемы выбора жизненного пути; г) герои повести в России XXI века |
10 класс | Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» | «Проблемы семьи на страницах русской литературы, или «ребенок дрожащий или право имеющий?» | а) Поиски человеческого в человеке; б) детские слезы; в) семья – это «спасение от сетей судьбы»; г) незыблемые законы семейной жизни; д) «я хочу быть Солнцем»; е) «человек создан для счастья, как птица – для полета» |
9-10 классы | Стихотворения русских поэтов о женщине | «Стихи, избранные на всю жизнь, или разговор с матерью» | а) «разговор с матерью» (воспоминания русских поэтов и писателей о своих матерях); б) любовь как форма жизни; в) возрасты любви; г) материнская любовь как высшая форма проявления любви |
9 – 10 классы | В.М.Шукшин. Рассказы «В профиль и анфас», «Письмо», «Как помирал старик» | «Проблема «отцов и детей» в русской литературе, или «согрей теплом души своей» | а) развитие взаимоотношений родителей с детьми: - уход детей из родительского дома; - жизнь родителей в разлуке с детьми; - одинокая старость и смерть; б) «за добро плати добром» |
6. Ожидаемый результат
В рамках реализации проекта будут созданы условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, что будет способствовать развитию творческого потенциала семьи. В совместной урочной и внеурочной деятельности будут изучаться проблемы семьи и их отражение в русской литературе. Данные мероприятия должны способствовать духовному развитию семьи, ее приобщению к миру искусства, формированию общности между детьми и их родителями. Также реализация проекта будет содействовать формированию ценностной культуры учебно-воспитательного процесса в условиях микросоциума.
Комментариев нет:
Отправить комментарий