Популярные сообщения

пятница, 25 ноября 2011 г.

Школьный проект "Радужный мост"



«Уроки духовности» для детей и их родителей.
К любви!

     Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ее значение для развития у детей духовных начал? Какой она должна быть, чтоб дать людям счастье? Эти вопросы давно и неизменно волновали философов, писателей, психологов. Глубокий анализ проблем семейной жизни дали многие русские писатели на страницах своих произведений. Школьная программа включает в себя множество произведений, в которых нашли отражение и «диалектика души» ребенка,  и его взаимоотношения с окружающим миром, и преодоление им жизненных ступеней…На уроках литературы мы говорим о проблемах детства, о взаимоотношениях «отцов и детей», о том, все ли дети счастливы в семье…
    С помощью художественного слова мы формируем в детях мерила нравственности человека: каков он, добрый или злой, бескорыстный или эгоистичный, трусливый или мужественный. Давно подмечено, что на человека наибольшее воздействие оказывает то, что происходит с ним самим, с близкими ему людьми. На уроке ученик читает о любви Николеньки Иртеньева (Л.Н.Толстой «Детство») к матери, а у самого перед глазами стоит мать, нервозная , злая, обиженная… Конфликт с мужем, стрессовая ситуация на работе, дети…  И так изо дня в день. Сможет ли ребёнок понять маму, простить? Трудно дать ответ на этот вопрос. Если бы он смог – не убегали бы дети из родительского дома, не становились бы наркоманами, не совершали бы преступления… А ведь, может быть, было достаточно одной маминой улыбки, но она оказалась на неё скупа. И как следствие – непонимание, отчуждение, одиночество.    
     К проблемам, вызванным личностными отношениями в семье, добавьте проблемы наркомании, пьянства и алкоголизма, нарушения прав детей и т.д.
Каковы бы ни были причины этих пороков, они тяжелым бременем ложатся на плечи семьи, рождают конфликты, усугубляют взаимоотношения между поколениями, детьми и родителями. Поэтому так важно разрабатывать и внедрять в жизнь программы, целью и задачей которых стала бы пропаганда семейных традиций, здорового образа жизни, высоких нравственных идеалов… И не последнюю роль в осуществлении этих задач может и должна взять на себя школа.
     Изучая художественные произведения и наблюдая реальную жизнь современной семьи (не только её отрицательного опыта, но и положительного) я задумалась над тем, как соединить в одно целое мир художественной литературы и мир современной семьи.  Таким образом, возникла идея проведения педагогических чтений. К сотрудничеству были приглашены родители учащихся, представители структурных подразделений поселка, воспитатели детского сада, преподаватели Детской школы искусства.

1.Цель
Данный проект направлен на реализацию школьной Программы «Семья и школа: от диалога к сотрудничеству» в рамках объявленного президентом Года семьи на территории Российской Федерации
-
2.Задачи
общие:   
-         осуществление просветительской деятельности в условиях микросоциума;
-         формирование духовной общности детей и взрослых через приобщение их к прекрасному миру русской литературы и искусства;
-         укрепление авторитета семьи в обществе, пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей;
-         формирование творческой образовательной среды для личности, содействие содержательной организации свободного времени семьи.
предметные:
-         совершенствование навыков идейно-художественного анализа литературного произведения;
-         формирование ученических компетентностей; рост творческой активности учащихся;
-         формирование морально-нравственных принципов учащихся через постижение нравственных уроков русской литературы;
-         воспитание толерантности, умения реализовываться в коллективе

3.Концепция
Укрепление авторитета семьи, пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей и традиций – одна из главных тем «Уроков духовности». Они позволяют, во-первых, приобщить к миру семейных ценностей  детей и родителей, во-вторых, помогают создать органичную систему урочной и внеурочной деятельности по предмету, в-третьих, стимулируют рост творческой активности учащихся, способствуют формированию коммуникативных компетентностей учащихся.  «Уроки духовности» - это дискуссии по животрепещущим проблемам детства и семьи.  «Уроки духовности» - это приобщение и детей, и взрослых к миру искусства.
4. Этапы  реализации проекта

Подготовительный
Основной
Заключительный
…. учебный год
Чтение и изучение художественных произведений на уроках литературы
Создание детских презентаций по теме проекта
Чтение художественных произведений родителями
(деятельность школьной библиотеки)
 Составление литературно-музыкального конспекта «Уроков духовности» (деятельность учителей литературы и преподавателей ДШИ)
Издание афиши, реклама
Проведение «Уроков духовности»:
-         «Куда уходит детство?»
-          «Ссудный день, или в чем мера людской доброты?»
-         Стихи, избранные на всю жизнь»
-         «Ребёнок дрожащий или право имеющий»
-         «Согрей теплом души своей»
Проведение Недели русского языка и литературы «Моя семья – мое богатство»
Проведение школьного праздника «Семья и школа: от диалога к сотрудничеству»
Обобщение опыта организации «Уроков духовности» на районной методической конференции учителей русского языка и литературы

5. Содержание проекта
5 – 8 классы

Класс
Произведения русской литературы
Название проекта
Содержание проекта
5 класс
В.И.Белов «Скворцы»
К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
И.Северянин «В парке плакала девочка»








«Тема детства в произведениях русской литературы»
а) Тема добра и труда;
б) народная мудрость и народная мораль;
в) образ бабушки;
г) природа как источник духовного становления детей;
д) любовь детей к «братьям нашим меньшим»;
е) взаимоотношения детей и взрослых;
ж) победа над самим собой (образы детей);
з) роль семьи в духовном становлении детей.

6 класс
В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»
А.П.Платонов «Корова»
7 класс
Л.Андреев «Кусака»
Е.И.Носов «Кукла»
А.П.Платонов «Юшка»

8 класс
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

6 класс
«Притча о блудном сыне»
А.С.Пушкин «Станционный смотритель»




«Проблема «отцов и детей» в произведениях русской литературы
а) «Родительский дом – начало начал»;
б) красота и сила родительской любви;
в) «непоправимая вина, невыносимая тяжесть» в душах детей;
г) что ведет к забвению родителей?
д) «за добро плати добром»
7 класс
Л.Н.Толстой «Детство»
8 класс
К.Г.Паустовский «Телеграмма»


9 – 10 классы
 9-10
классы
А.А.Лиханов «Высшая мера»

«Проблема «отцов и детей» в русской литературе»
«Судный день, или в чем мера людской доброты?»
а) прием сопоставления и противопоставления как средство постижения нравственных уроков повести;
б) «самой счастья не досталось, так ты другим помоги» (образ матери в повести);
в) проблемы выбора жизненного пути;
г) герои повести в России XXI века
10 класс
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
«Проблемы семьи на страницах русской литературы, или
«ребенок дрожащий или право имеющий?»
а) Поиски человеческого в человеке;
б) детские слезы;
в) семья – это «спасение от сетей судьбы»;
г) незыблемые законы семейной жизни;
д) «я хочу быть Солнцем»;
е) «человек создан для счастья, как птица – для полета»
9-10
классы
Стихотворения русских поэтов о женщине
«Стихи, избранные на всю жизнь, или разговор с матерью»
а) «разговор с матерью» (воспоминания русских поэтов и писателей о своих матерях);
б) любовь как форма жизни;
в) возрасты любви;
г) материнская любовь как высшая форма проявления любви
9 – 10 классы
В.М.Шукшин. Рассказы
 «В профиль и анфас», «Письмо», «Как помирал старик»
«Проблема «отцов и детей» в русской литературе, или «согрей теплом души своей»
а) развитие взаимоотношений родителей с детьми:
-         уход детей из родительского дома;
-         жизнь родителей в разлуке с детьми;
-         одинокая старость и смерть;
б) «за добро плати добром»


6. Ожидаемый результат
В рамках реализации проекта будут созданы условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, что будет способствовать развитию творческого потенциала семьи. В совместной урочной и внеурочной деятельности будут изучаться проблемы семьи и их отражение в русской литературе. Данные мероприятия должны способствовать духовному развитию семьи,  ее приобщению к миру искусства, формированию общности между детьми и их родителями. Также  реализация проекта будет содействовать формированию ценностной культуры учебно-воспитательного процесса  в условиях микросоциума.




Комментариев нет:

Отправить комментарий