Литературно-творческий проект как способ формирования общечеловеческих ценностей современного школьника во внеурочной деятельности
1.Актуализация проектной деятельности учащихся как эффективной образовательной технологии в организации внеурочной деятельности
Содержание современной жизни определяется неимоверным развитием техносфер, которые чреваты для подрастающего поколения потерей способности мыслить, преодолевать трудности, а без этих качеств не может состояться ни одна личность. Кроме того, прагматичный взгляд на мир современного общества не всегда обуславливает ориентацию личности на формирование позитивных общечеловеческих ценностей. В этих условиях особенно актуальным становится духовно-нравственное воспитание учащихся. Предметом, развивающим и чувства, и разум, и творческие способности учащихся, является литература.
Концепция модернизации российского образования определяет задачи обновления содержания образования. Одним из приоритетных направлений модернизации является обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности.
Развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
Создание учащимися литературно-творческих проектов во внеурочной деятельности будет способствовать формированию ценностной культуры учебно-воспитательного процесса в условиях микросоциума.
2.Основные требования к использованию метода проектов во внеурочной деятельности:
- наличие социально значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания;
- значимость деятельности учащегося для духовно-нравственного развития личности;
- самостоятельная мотивированная деятельность учащегося;
- презентация проекта в условиях публичности.
3.Цель.
Создание условий для духовно-нравственного развития личности в условиях микросоциума.
4.Задачи
- активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать повышению мотивации к учению;
- учить пользоваться приобретенными знаниями для решения проблемных, творческих задач;
- развивать коммуникативные умения;
- развивать исследовательские умения;
- развивать творческий потенциал учащихся;
- способствовать созданию ситуации успеха для учащихся, развивать осознание собственной значимости;
- формировать общечеловеческие ценности учащихся, содействовать их духовному развитию;
- вовлекать учащихся в решение актуальных для микросоциума проблем путем постижения нравственных уроков русской литературы.
5.Формы и методы проектной деятельности
№ п/п | Виды деятельности | Общеучебные умения, навыки |
1. | Самоопределенческая | Способность к самостоятельному и обоснованному выбору |
2. | Коммуникативная | Способность к диалогу, общению |
3. | Игровая | Способность решать жизненно важные проблемы |
4. | Проблемно-поисковая | Способность решать проблемные ситуации |
5. | Деятельностная | Способность стать субъектом предстоящей деятельности |
6. | Рефлексивная | Способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности |
6. Содержание проекта, этапы его реализации зависят от тематики реализуемых школьных программ.
7. Рефлексия
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного проекта
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале внеклассного мероприятия с целью установления эмоционального контакта с коллективом и в конце деятельности.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с литературным материалом.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания прочитанного и изученного.
Рефлексивные фразы для выявления эффективности раьоты, увлекательности и полезности выбранных форм работы:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел….
- я научился…
- у меня получилось…
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
-
Упражнения «Плюс-минус-интересно» (Автор Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета)
Плюс | Минус | Интересно |
Ученики вписывают все, что вызвало у них положительные эмоции | Ученики вписывают все, что вызвало у них негативные эмоции | Ученики вписывают все, что вызвало у них любопытство |
| | |
| | |
Анкета
1. | На уроке я работал | активно\пассивно |
2. | Своей работой я | доволен\ не доволен |
3. | Урок для меня показался | коротким\длинным |
4. | За урок я | не устал\устал |
5. | Мое настроение | стало лучше\стало хуже |
6. | Материал урока мне был | полезен\бесполезен интересен\скучен |
| И т.д | |
8.Результат
Внеклассные мероприятия по предмету должны стать востребованными и популярными в поселке.
Внеклассные мероприятия должны содействовать укреплению духовной общности ее участников.
Внеклассные мероприятия должны способствовать решению социально значимых и жизненно актуальных проблем путем постижения нравственных уроков русской литературы.
Внеклассные мероприятия должны способствовать обогащению духовного и творческого потенциала учащихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий