Популярные сообщения

пятница, 25 ноября 2011 г.

Литературный проект "Ребенок дрожащий или право имеющий?"


«Духовные уроки»  русской литературы.  (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Пособие для родителей и детей

Почему-то так складывается,
что о детях у нас принято вспоминать в основном
 1 июня – в День защиты детей.
В первый день лета по телеканалам
 рассказывают о нарушении их прав,
 о тяжелой жизни в детдомах
и нерадивых пьяных родителях, родных и приемных.
 Депутаты Госдумы трясут кулаками
 и выдают гневные реляции
на тему «Доколе противным иностранцам
будет позволено издеваться
 над невинными русскими детьми».
В остальные же 364 дня года
о проблемах нарушения прав детей,
 об их страданиях и бедах
в основном предпочитают не вспоминать.
«Учительская газета», февраль, 2008год
     Эпидемия чумы или холеры нынешних дней! – вот первое впечатление, первая мысль, которая приходит на ум, когда знакомишься с материалами и сводками о масштабах, характере и последствиях пьянства и алкоголизма в нашей стране, когда видишь компании подростков, распивающих везде и всюду спиртное,  когда смотришь телевизор, экран которого заполонила реклама всех видов пива…и когда видишь полное бездушие власть имущих.
     По данным Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки Росси, в 2006 году в эти самые органы поступило почти 140 тысяч сообщений о нарушении прав детей. Причем более 32 тысяч случаев относились к ситуации, представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей воспитанию подрастающего поколения. Кроме того, органами опеки и попечительства выявлено около3,9 тысячи случаев жестокого обращения с детьми.
     И одна их главных причин, ведущая к столь печальной статистике, – это социальные пороки общества, пьянство и алкоголизм.
     Когда речь заходит о молодежи и подростках, невольно вспоминаешь о детях. И тут открывается страница чудовищных людских потерь от пьянства и алкоголизма.
     Специалисты подсчитали, что каждый новый литр на душу населения в год дает  «прибавку» в 0, 236% дефективных детей – дебилов, полуслепых или даже совсем слепых, тугоухих или даже вовсе глухих, с плохой координацией движений, с различными другими физическими изъянами… Происходит это тремя способами: так называемым пьяным зачатием; потреблением матерью алкоголя в период кормления ребенка грудью; наконец, атмосферой диких скандалов на протяжении первых месяцев и лет жизни ребенка, когда будучи первоначально более или менее нормальным, он постепенно превращается в психопата. Такие дети оказываются не в состоянии учиться и висят долгими годами и десятилетиями тяжким, мучительно тяжким грузом на семье, на обществе; они с ослабленными умственными способностями оказываются не в состоянии угнаться за нормальными сверстниками, зачастую вообще не в состоянии одолеть курс  учения и пытаются «компенсировать» себя такими методами самоутверждения  ( а без самоутверждения никакой человек попросту не может существовать), от которых стоном стонут и школа, и общество.
     И. пожалуй, самое главное. Коль скоро растет процент дефективных детей, от которых вряд ли можно ожидать недефектного потомства, создается угроза генофонду народности, нации, народа, т.е. самому качеству будущих поколений, будущего населения страны.  А это уже такая  опасность, с которой несравнимы никакие людские потери. Тут вообще встает вопрос о будущем народа, будущем страны.
      Велики материальные потери, обусловленные этими пороками. Но они не идут ни в какое сравнение с поистине эпидемическими моральными издержками. Развод родителей – это ведь только надводная часть айсберга. А под ним – бездонные глубины льда, накапливавшегося  годами в семейных отношениях. Миллион семей ежегодно распадается. А сколько миллионов формально как бы продолжают существовать, но фактически мучительно агонизируют? И сколько миллионов по разным причинам даже не помышляют о разводе, но отношения между супругами в них напоминают тяжелую затянувшуюся войну, где не счесть потерь с одной и другой стороны.
     Пьянство и алкоголизм – явления сложные, многоплановые. В пьянство втягиваются не только потому, что этому способствует окружающая обстановка. С давних пор известно, что пьянство имеет не только социальные корни, но и физиологические, психологические причины и т. д.
     Таким образом, пьянство и алкоголизм  должны стать  предметом исследования многих специалистов. Не менее важным становится и просветительская работа, особенно среди детей и их родителей, в жизнь которых уже ворвалась эта беда или еще только стучится, а может быть, и постучится…
     Поэтому так важно разрабатывать и внедрять в жизнь программы, целью и задачей которых  стали бы пропаганда семейных традиций, здорового образа жизни, высоких нравственных идеалов…И не последнюю роль в осуществлении этих задач  может  и должна взять на себя школа.

    В нашей школе действует программа «Семья и школа», которая призвана
-         создавать условия для участия семей в воспитательном процессе школы;
-         развивать творческий потенциал семей;
-         вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
-         повышать уровень правовых знаний родителей в контексте организации учебно-воспитательного процесса;
-         пропагандировать здоровый образ жизни и высокие нравственные ценности.
      В рамках Программы предусмотрены и мониторинг семей учащихся, и работа с проблемными семьями, и школа знаний и т.д. В этом учебном году, объявленном Годом семьи, учителя русского языка и литературы ведут активную просветительскую деятельность, направленную на возрождение семейных чтений. В рамках этой деятельности проведены совместные с родителями и детьми педагогические чтения по повести Альберта Лиханова «Высшая мера», вечер поэзии при свечах «Стихи, избранные на всю жизнь», осуществлен лекторий по теме «С чего начинается Родина», где учащиеся 10 классов выступили перед родителями с демонстрацией собственных проектов, созданных по произведениям русской классической литературы. Большое место в этой системе работы должны занять и тематические беседы. Давно известно, что наиболее сильное впечатление оказывает на людей то, что происходит рядом с ними, связано с ними, с их детьми, знакомыми. Поэтому, организуя работу в этом направлении, мы считаем, что  необходимо опираться на опыт семей как благополучных, так и далеко не благополучных. Это и рассказы детей о своей семье, о своем роде, о семейных праздниках,  семейных  традициях. В настоящее время в школе идет Неделя русского языка и литературы, и объявлен общешкольный конкурс сочинений по теме «История моей семьи». Богатый материал преподносит и русская классическая литература, те произведения, которые изучаются детьми в школе и которые когда-то читали их родители. В проекте разработка детских презентаций по тем произведениям русской классической литературы, которые поднимают проблемы «отцов и детей», раскрывают трогательные образы бабушек и матерей, учат понимать психологию детей.  5 апреля 2008 года в состоялся День открытых дверей под названием «Семья и школа: от диалога к сотрудничеству», на который мы пригласили всех мам, пап, бабушек, дедушек, братьев, сестер наших учащихся. В Программу данного мероприятия были включены также лектории для родителей и детей  «Тема детства в произведениях русской литературы», «Проблема отцов и детей в произведениях русской литературы»,  кроме того,  разработан проект по русской литературе, который  рассказывает горькую трагедию семей, живущих в нищете и пьянстве…И одним из таких проектов  стал проект «Ребенок дрожащий или право имеющий?»  по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Авторами этих проектов стали учителя русского языка и литературы и учащиеся 5--11 классов. Предполагается, что  на лектории учащиеся будут кратко знакомить родителей с художественными произведениями, демонстрировать проекты по выбранной тематике и совместно со своим учителем организуют дискуссии по животрепещущим проблемам детства и семьи.

     По окончании изучения любого произведения учащиеся, как обычно, пишут сочинения. Как бы ни относились к этому жанру в последнее время, он имеет полное право на существование, особенно они (сочинения) необходимы для детей одаренных, для которых слово является духовной потребностью. Не могу не привести пример сочинения, написанного ученицей 10 класса по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Это сочинение заняло достойное место среди экспонатов творческих работ учащихся в День открытых дверей и было прочитано на лектории для родителей старшеклассников.

«Детские страдания
на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

                                                                   Чтобы больше не   плакало дитё…

     «Жизнь многих детей в современном обществе наполнена бедами, горечью, страданиями. Дети вынуждены вступать в мир контрастов: богатства и бедности, тиранства и покорности. Вечно голодные, плохо одетые и обутые,  вынужденные сами заботиться о куске хлеба, они слишком рано становятся маленькими взрослыми.
     Детские страдания нашли отражение в произведениях многих писателей и художников. Одним из этих произведений является роман «Преступление и наказание», написанный величайшим гуманистом мира Ф.М.Достоевским.
     Детские страдания явились одной из причин бунта главного героя романа Родиона Раскольникова. Его гуманизм проявляется в горячей любви к детям. Увиденная им на улице обесчещенная девочка – жертва неведомых стихийных законов, жестокой и непреодолимой необходимости, успокоительно оправдываемой теми, кто примирился: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год…кудо-то…к черту. Должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! Славные, право, у них эти словечки: они такие успокоительные, научные. Сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего!» Но ведь Соня и эта обесчещенная девочка попали в этот «процент», так легче ли им оттого, что тут закон, необходимость, судьба? «А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет!» И снова слышится исступленный «вскрик», бунт против того, что «наука» называет «законами» бытия.
      Но Раскольников не может принять «процента». Не может потому, что любит детей, невыносимо тяжело страдает от их бед и горестей, слезы, крик детей до боли раздирают его душу.
      Нищета, холод, голод, избиение – вот удел жизни всех детей, изображенных на страницах романа, да и не только романа, но и многих детей России…
     «Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, скорчившись и уткнув голову в подушку дивана… мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал… старшая девочка в одной худенькой и разодранной всюду рубашке стояла в углу и обнимала своего маленького брата, обхватив его шею длинной, высохшею как спичка рукой».
      Так изображены дети семьи Мармеладовых…
      Равнодушно читать эти строки нельзя, они вызывают боль, гнев, возмущение. Когда читаешь эти сцены, в душе рождаются крик и жалость.
      Дети на страницах романа обречены на гибель, и только случайность спасает их от верной смерти.  «С детьми Катерины Ивановны покончено и покончено удачно…сироты помещены в весьма приличные для них заведения».  А сколько мук пришлось им пережить до этого дня, до этого случая! Чтобы прокормить этих бедных детей, старшая дочь Соня, сама еще ребенок, идет зарабатывать деньги, зарабатывать, продавая себя. А сколько унижений, оскорблений они перенесли во время уличного хождения, которое придумала их мать, придумала в отчаянии, потому что не было иного выхода.  «Коля и Леня, напуганные до последней степени уличной толпой и выходками помешанной матери,… схватили друг друга и бросились бежать». Вот такова судьба детей, таковы детские страдания.
      Главный герой романа Раскольников, человек, остро воспринимающий чужую боль, он, рискуя жизнью, спасает из пламени детей, отдает свои скудные гроши детям Мармеладовых. Для героя дети – это образ Христа, образ невинности, символ доброты.
     Маленький мальчик бежит к избитой до смерти лошади.  «Он не помнит себя, с криком пробивается сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы…» Толпа взрослых стоит возле умирающей клячонки и равнодушно смотрит, и не только равнодушно, а кругом смеются». Взрослые пригляделись к жизни, они отупели, озверели от ежеминутных и ежечасных преступлений, совершаемых в их глазах. Они уже не способны ни переживать, ни сочувствовать. И только дети способны на это прекрасное чувство. Ребенок - это символ чистоты, доброты, утраченных взрослыми. И лучшие герои Достоевского похожи чем-то на детей. Потому что дети – это дети!
     Искалеченные судьбы детей…
     Но даже и в наши дни есть дети без детства, дети, терпящие все невзгоды жизни, дети, живущие в бедности и ужасающей нищете, дети, оборванные, вечно голодные, со вздутыми животами, не знающие, что такое наесться досыта…
     Детей еще надо защищать!»          
 
Мотив «тупика», или трагическая судьба семьи Мармеладовых.
(По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Понимаете ли вы, милостивый государь,
  что значит, когда уже некуда больше идти?
Ищу человеческое в человеке.
Ф.М.Достоевский.

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порою,
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые…
      Слезы людские, рожденные болью…
      Болью пронизано все творчество величайшего гуманиста Ф.М.Достоевского. Болью о человеке, который признает себя не в силах и даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным, самим по себе.
      В центре романа «Преступление и наказание» трагическая судьба молодого человека, охваченного роковой идеей. Все действующие лица обрисованы таким образом, чтобы, сохраняя большое самостоятельное значение, они, каждый по-своему, разъясняли бы зарождение, развитие и крах этой идеи.
      Трагическую безысходность жизни городского люда олицетворяет судьба семьи Мармеладовых. Их история – это «одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто случаются под тяжелым петербургским небом, в темных потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни», - писал Достоевский.
      -     В какую историческую эпоху живут и страдают герои Достоевского?
-         Каковы причины, приведшие семью Мармеладовых к трагедии, к жизненному тупику?
-         Какова мера их безысходности, их надрыва?
-         Кто пожалеет их?
-         Есть ли выход из этого кромешного ада?
     Действительно, тяжелая обстановка настоящей жизни, вызванная наслоением на незалеченные крепостнические язвы новых буржуазных, и как следствие крайнее обнищание, крушение старых устоев, неопределенность будущего – вот в таких условиях вынуждены жить представители городского люда.
     Тема «маленького человека не нова в русской литературе. К ней обращались и А.С.Пушкин, и Н.В.Гоголь.
-         Что же нового привнес в русскую литературу Достоевский, следуя классическим традициям?
     «Быть человеком  между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не унывать и не пасть – вот в чем видит Достоевский смысл своей жизни и своих героев. Автор озабочен поисками «человеческого в человеке». Но как сохранить щедрость человеческого чувства, если люди зашли в тупик полного отчаяния, безысходного страдания, крайней нищеты, эгоизма., равнодушия, когда некуда идти?
I. «П о н и м а е т е  л и   в ы ,   м и л о с т и в ы й   г о с у д а р ь,  ч т  о   з н а ч и т,  к о- г д а   у ж е   н е к у д а   и д т и?»
Эти слова принадлежат главе семьи Семену Захарычу Мармеладову, и главный вопрос, который нас волнует, почему погиб этот герой.
-         Где исповедуется герой?  О чем это свидетельствует?
-         Как герой характеризует себя?
-         Кем он себя чувствует? Почему?
-         Как вы понимаете его слова «Пью, ибо сугубо страдать хочу»?
-         Объясните лексическое значение слов «бедность» и «нищета».
Из рассказа Мармеладова мы узнаем, что он стал пить не потому, что стал нищим. А напротив, из категории бедных перешел в нищие из-за собственного порока, из-за пьянства.
-         Почему Мармеладов стал пить, с чего началось его падение?
      Не мог угодить Катерине Ивановне. Она его не пожалела, не признала в нем человеческого достоинства. Лишился места не по своей вине (изменения в штатах) и тогда прикоснулся. Но достал место (райская жизнь), но опять потерял, уже по собственной вине, ибо черта наступила. Герой осознает, что Катерина Ивановна его самого не любит, а заботится о нем только потому, что деньги приносит.
      Достоевский открывает главный психологический закон семейной жизни, основное условие благополучия, спокойствия, счастья  в семье. Мармеладову надо не изредка, не по праздникам, а ежедневно, каждую минуту чувствовать к себе жалость, сострадание, внимание и заботу со стороны жены. Семья для него – главная опора, она дала бы ему силы и терпение вынести все. Только жалостью и состраданием Катерина Ивановна могла спасти Мармеладова, и тогда он спас бы ее детей. Если этого нет, тогда все теряет смысл, тогда «всему конец», тогда лучше в кабак, а потом - под колеса брички.
Живым сердцам присуще биться,
Стучать судьбе счастливой в дверь,
Томиться пойманною птицей,
Яриться, как подбитый зверь.
Тревожиться и ненавидеть,
Страдать, сочувствовать, любить.
Легко их жалостью возвысить,
Легко без жалости сгубить.
     Достоевский подчеркивает двойственность натуры Мармеладова. Ибо онь выступает тираном не только по отношению к семье, но и к себе. Мармеладов чувствует наслаждение в своем пороке, в своем падении, мучая себя, испытывает сладость в состоянии «свиньи», подлеца, скота. Порок безобразен и сладок одновременно. «Пью, ибо сугубо страдать хочу», - заявляет герой.
     Так уж устроена жизнь, что в душе человека идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием, высоким и низким. Верой и безверием.
Мы – источник веселья и скорби рудник,
Мы – вместилище скверны и чистый родник,
Человек, как в зеркале мир, многолик,
Он ничтожен и он же безмерно велик.
     Когда Мармеладов не находит жалости и сострадания у людей, остается последняя надежда -  на Христа.
-         Прочитайте, каким видит Мармеладов второе пришествие Христа на Землю.
-         Какую идейную нагрузку несет его вера в бога?
Мармеладов просит Бога простить всех падших. С верой в Бога, с надеждой, что он всех простит, умирает раздавленный под колесами брички Мармеладов.
-         Какова семантика имени, отчества и фамилии героя?
-         Как соотносится с его судьбой имя героя?
Не случайно и имя его, что означает «услышанный богом». Горько-ироническая фамилия героя подобрана автором, чтоб показать, как «сладок» мир, в котором живут его герои. В отчестве же скрыт намек на религиозность, в православном церковном календаре имя библейского пророка Захария означает «память господня».
-         Назвать основные причины гибели Мармеладова.
В своем герое, задавленном нищетой, находящем наслаждение  в своем пороке, не получившем признания жены, вынужденном принять падение дочери раскрывает много человеческого: он и себя осуждает, и других жалеет.
II. «Я   г л а з   е е   б о ю с ь … К р а с н ы х   п я т е н  н а    щ е к а х   т о ж е  б о ю с ь… И е щ е    е е   д ы х а н и я   б о ю с ь… Д е т с к о г о   п л а ч а   т о ж е   б о ю с ь…»
-         Прочитайте портрет Катерины Ивановны. Что он нам помогает понять и увидеть? (Героиня очень больна и несчастна)
-         Что в переводе означает имя героини?  (Ее имя в переводе означает «всегда чистая». Действительно, Катерина Ивановна гордится своим образованием, воспитанием, своей «чистотой». Когда Раскольников первый раз приходит к Соне, то она, защищая Катерину Ивановну от его несправедливых обвинений, раскрывает значение ее имени: «Она справедливости ищет…Она чистая»).
-         Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова?
-         Найдите ключевые слова в ее характеристике.  («Гордая», «раздраженная». Вроде бы жизнь Катерины Ивановны так удачно складывалась, но счастье только промелькнуло. Всю горечь за неудавшуюся жизнь она обрушивает на близких людей).
-         Какое из данных толкований значения слова «гордый» соответствует характеру и поведению героини?
-         Расскажите, как она относится к мужу, Соне, детям.  ( Отмечается вечная раздраженность героини, ее упреки, ругань, бунт – в поведении много общего с Раскольниковым: и внешний вид, и ее убежденность, что можно пожертвовать Соней во имя спасения трех малолетних детей и т.д.)
-         Проанализируйте поведение Катерины Ивановны в различных эпизодах.
-         Как внутренне состояние героини отражается в ее речи?  (Все реплики героиней выкрикиваются, речь ее состоит из всхлипываний, причитаний, преобладают вопросительные и восклицательные предложения. Всем своим обликом: и внешним, и внутренним - она бунтует)
-         Проанализировать сцену «карнавала» на улице.  (В поведении Катерины Ивановны проявилась крайняя степень оскорбленного самолюбия)
Таким образом, Катерина Ивановна не хочет мириться с судьбой и обстоятельствами, бьет маленьких детей, ее раздражает муж-пьяница, она бросает упреки Соне. Именно она подтолкнула Соню на улицу, посчитав, что можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти трех маленьких детей.  «А что же, чего беречь? Эко сокровище». Бунтует и в сцене смерти Мармеладова и перед смертью не смиряется, отказывается от священника. Восстает не только против людей, но и против Бога, отказываясь перед смертью от покаяния: «Бог и без того должен простить. Сам знает, как я страдала. А не простит, так и не надо». Катерина Ивановна, протестуя, губит и Мармеладова, и себя.
III. «К а т е р и н а   И в а н о в н а … в е с ь   в е ч е р   в   н о г а х   у   н е е   н а  
к о л е н к а х   п р о с т о я л а,   н о г и   е й   ц е л о в а л а…  а   п о т о м   т а к   о б е   и   з а с н у л и   в м е с т е,   о б н я в ш и с ь…»
-         За что же благодарит Катерина Ивановна свою падчерицу?  (За  истощенных голодом детей, которые благодаря Соне получили возможность выжить, за себя, смертельно больную, которой все-таки в тяжелую минуту помогли, благодарит Катерина Ивановна Соню. Даже за мгновение до смерти она искренне жалела ее: «Иссосали мы тебя, Соня».
-         Каков портрет Сони? В чем его особенность?
-         Как характеризуется Соня в исповеди?
-         Найдите ключевые определения в ее характеристике. Определите их лексическое значение. (Кроткая, безответная –действительно, в Соне совсем нет гордости, если брать это слово в его прямом значении: гордый отгорожен от всех, своеволен и одинок.
-         Опираясь на текст, докажите, что вся жизнь Сони соткана из любви к людям.
а) пошла на улицу торговать своим телом, чтобы спасти голодных детей Катерины Ивановны;
б) проявляет бесконечное сострадание к отцу, отдавая ему свои последние гроши на его непристойное пьянство;
в) после смерти Катерины Ивановны смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших детях;
г) силой своей любви, способностью претерпеть любые муки помогает нравственно возродиться Раскольникову, который в конце концов опускается перед ней на колени.
Вывод: Соня – это Солнце.  «Солнцу, прежде всего,  надо быть солнцем»
-         Какова семантика имени героини? (Не случайно и имя героини, что в переводе с греческого означает «премудрость», героиня смиренно несет свой крест и верит в конечную победу добра)
-         Ребята, а вы не задумались над тем, что добро Сони по отношению к близким требует зла по отношению к ней самой?  (Действительно, чистый духовный облик Сони несовместим с ее грязной профессией, но жизнь поставила ее в тупик…)
Таким образом, Соня подобна солнцу, лучи тепла, исходящего из ее души, будут вечно греть тех, кто в этом нуждается.
     В духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир развертывается потрясающая драма жизни униженных и оскорбленных, драма ни в чем не повинных детей.
     Маленький мальчик бежит к избитой до смерти лошади.  «Он не помнит себя, с криком пробивается сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует в глаза, в губы. Толпа взрослых стоит возле умирающей клячонки и равнодушно смотрит и смеется. И только дети способны на сострадание. И поэтому лучшие герои Достоевского в чем-то похожи на детей.
IV. «С   П о л е ч к о й,   н а в е р н о е,   т о   ж е   с а м о е   б у д е т!»
-         В какой обстановке живут дети Мармеладовых?
-         Какими автор рисует детей, какова мера их страданий, в чем их удел?
Таким образом, дети обречены на гибель, и только случай спасает их от верной смерти.
-         Где происходят действия, связанные с семьей Мармеладовых? (Комната Мармеладова является проходной, и в ней всегда настежь открыты двери, любое событие в жизни этой семьи моментально привлекает внимание зрителей, на скандал сбегаются вес жители дома, и герои находят смерть на улице.)
-         Какие цвета использует Достоевский, изображая жизнь Мармеладовых?

Мармеладов         Катерина  Ивановна                Соня                      дети
 
смерть                               смерть                         проституция           случай
 на улице                         на улице                             на улице

Ключевым словом в изображении семьи Мармеладовых является слово «тупик».
 «А коли не к кому, коли идти больше некуда. Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти»
Кабак, улица, а не домашний очаг, тепло окружают героев, лишний раз оттеняя уродливость, неблагообразие окружающей действительности, безысходность и тупик.
     Лишь один Раскольников проявил молчаливое участие к несчастным. Он понял трагедию отца, вынужденного принять падение дочери, судьбу безответной Сони, совершившей «подвиг преступления»  над собой ради любви к близким,  а также понял мучения детей, выраставших в грязном углу, рядом с пьяным отцом и умирающей, раздраженной матерью, в атмосфере постоянных ссор. Потрясенный картиной нищеты и бедствий, Раскольников оставляет на квартире Мармеладова последние медные гроши. И нет конца этому кромешному аду…
V. «С о н е ч к а,   в е ч н а я   С о н е ч к а,   п о к а   м и р   с т о и т»
-         Что означает слово «вечный»?
-         Каково социальное и философское значение образа «вечной» Сонечки?
Во-первых, «вечный» обозначает порядок, на котором стоит ненавистный Раскольникову мир, обрекающий большинство людей на бесчеловечные страдания, безысходность, тупик. И жертва Сони бессмысленна, пока существует «вечный порядок вещей». И Раскольников беспощадно говорит и о скорой кончине Катерины Ивановны, и о будущем Полечки,  и практически он считает, что Соня понапрасну умертвила и предала себя.
Во-вторых, слово «вечный» обозначает вечную преданность в любви, в дружбе или в каком-либо чувстве.
Таким образом, трагедия семьи Мармеладовых, их страдания явились одной из причин бунта Родиона Раскольникова. Но будем помнить и о том, что Соня находит свет и выход, достойный человека, в условиях, казалось бы, совершенно исключающих добро и человечность. С образом Сонечки связана великая идея Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христова.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
                                          Н.Гумилев.

Нравственные уроки семьи Мармеладовых

     История движется вперед, вновь и вновь повторяя на новом витке прожитое и пройденное. И, наверное, так современно и актуально звучание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», герои которого живут в условиях крушения старых устоев, идеалов, в условиях неопределенности будущего. Родителям наших детей тоже пришлось пережить смутное лихолетье 90-ых годов, которое лишило многих из них работы, денег, семьи, крова…
     Сколько выброшено за борт жизни, сколько не смогло найти себя в новых условиях, пополнив ряды «униженных и оскобленных», попав в «процент», который в любом обществе оказывается неизбежным! А как же дети? Им-то как жить? Роман Достоевсого учит, что человек действительно не властен над многими событиями и обстоятельствами жизни, но имеет одно твердое и непоколебимое право и обязательство – быть человеком.
     Горькая судьба спившегося чиновника  Мармеладова – урок тем, кто сейчас идет по тому же пути. Герой сам готов унижать себя, потому что понимает, как бездонна та пропасть, в которой он оказался. А оказался потому, что его не любила Катерина Ивановна. Рядом с каждым человеком должен быть тот, кому он необходим. Иначе жизнь не имеет смысла.
     Никто и никогда не застрахован от тяжелых жизненных обстоятельств, потому что и богатые тоже плачут. Но жить прошлым, каким бы оно благополучным ни было, невозможно, нужно жить будущим. И образ Катерины Ивановны – горький урок для тех, кто оказался на обочине жизни. Не гордыня и ропот, а только смирение  и доброта помогут сначала выжить, а потом жить. Иногда борьба и бунт бессмысленны – они рождают только трагедии, человеку от рождения должно быть присуще свойство соответствовать стихийному ходу жизненных событий. Этому тоже учит роман. Ф.М.Достоевского.
      Научиться быть кротким, смиренным, дарить тепло своей души, нести людям свет любви – такой предстает в романе Соня Мармеладова. Ее судьба – укор обществу, но более всего урок, урок того, как можно оставаться человеком даже в нечеловеческих условиях существования.
     И, конечно же, у человека должно быть право свободы, выбора, потому что человек рождается на свет, чтобы быть счастливым. Но если общество глухо к человеку, все-таки в его силах прожить так, чтобы не делать людям зла, а творить добро. Для кого? Для детей, которым ты так нужен…

                                                                                                              
Использованная литература

1.     Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» М.: Просвещение,1985
2.     Л.Н.Анисимов «Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи» М.: Юридическая литература, 1988
3.     И.В.Бестужев-Лада «Факторы риска» М.: Педагогический факультет,1989
4.     О.С.Богданова «Нравственное воспитание старшеклассников» М.: Просвещение, 1988
5.     И.В.Золотарева «Поурочные разработки по русской литературе» М.: Вако,2004
6.     «Русские писатели» М.: Просвещение, 1995
7.     Школьная Программа «Семья и школа»







1 комментарий: