«Согрей теплом души своей» (По рассказам В.М.Шукшина).
Слово учителя
К.Г.Паустовский писал: «Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, к ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку и быту, к её лесам, полям, селениям и людям». Олицетворением страны для каждого из нас является малая родина, а малая родина – это прежде всего родительский дом.
Вопросы для беседы:
- Что же такое для каждого из вас родительский дом?
- Какую память о родительском доме несёте вы, дорогие родители?
- Вспомните самые яркие картины своего детства
- Подберите красочные определения к слову «детство»
По итогам беседы составляется таблица
Р О Д И Т Е Л Ь С К И Й Д О М
Р О Д И Т Е Л И Д Е Т С Т В О П Р И Р О Д А Д Р У З Ь Я
- любовь - радость - красота - общность
- забота - свет
- вера - доброта
Ч У В С Т В О С Ы Н О В Ь Е Г О Д О Л Г А
Очень важно иметь в своем сердце чувство сыновьего долга, благодаря которому жизнь родителей будет озаряться новым светом, будет помогать им жить. Но всегда ли дети, покидая отчий дом, платят добром родителям, не поселяется ли в их душах страшный недуг, который называется равнодушием?
Русская литература всегда была пронизана болью, состраданием, любовью к человеку. Особенно трогательны те её страницы, которые посвящены родителям и детям, их взаимоотношениям, посвящены матерям, которые расстаются с детьми и теряют с ними духовную связь, остаются обречёнными на одинокую старость и смерть. Именно такова тематика рассказов Василия Макаровича Шукшина «В профиль и анфас», «Письмо», «Как помирал старик».
- В этих рассказах изображены разные этапы взаимоотношений детей и родителей. Давайте назовем их
- Найдите цитаты, которые, на ваш взгляд, наиболее ёмко характеризуют эти этапы, являются ключевыми.
- Какие чувства вызывают у вас эти сцены?
- Почему нам жалко престарелых родителей?
«В профиль и анфас» «Письмо» «Как помирал старик»
Прощание с родительским домом Разлука с детьми Смерть родителей
«А мать всё стояла… смотрела «Жить-то мне осталось «Подай на Мишку на
ему вслед» мало, я хоть порадываюсь алименты…Маньке
за вас. Одной-то шибко напиши, чтоб парнишку
плохо» учила…Петьку не трогай –
он сам едва концы с
концами сводит…»
Ж А Л О С Т Ь Ж А Л О С Т Ь Ж А Л О С Т Ь
Зачитываются художественные описания картин природы, деревенского быта в рассказе «В профиль и анфас»
- Какова их роль в рассказе?
Зачитываются сцены прощания героя с печкой, с матерью.
- Почему герою тяжело, невмоготу расставаться со своей деревней?
- Назовите глаголы действия, характеризующие поведение матери в час расставания с сыном.
· «заплакала тихонько»
· «запричитала»
· «накрывала на стол»
· «уложила всё в чемодан»
· «заплакала, только не причитала»
· «бездумно глядела»
· «послушно остановилась»
· «мать перекрестила его и осталась стоять»
· «а подальше стояла мать»
· «а мать всё стояла…смотрела ему вслед»
- Ключевое слово «стояла» повторяется несколько раз. Каково его лексическое значение? Подберите к нему синонимы. (Слово употреблено в значении «застыть», «остолбенеть»)
- Почему так велико горе матери, прощающейся с сыном? Кто ей поможет?
Если в рассказе «В профиль и анфас» изображено расставание матери с сыном, то в рассказе «Письмо» уже изображена жизнь матери в разлуке с детьми. Как же ей живется? В чём смысл её жизни? В чём она находит для себя веру и надежду?
Перед нами письмо матери. И в этом письме вся её жизнь. Давайте её прочитаем.
· «одна работа была на уме»
· «любая животная ласку любит…нельзя быть букой – нет тепла от тебя»
· «живи да радуйся»
· «дети маленькие-то всё на отца глядят»
· «огрею шумовкой – не серчай на меня»
· «тут велики хорошие продают…внучки рыбачить будут бегать»
· «жду вас как Христова дня»
· «одной-то шибко плохо»
· «купи ситцу на занавески, голубенького, утром проснётесь, а в горнице свет такой хороший»
- Какой же была жизнь матери?
- Услышат ли её дети?
- Что помогает жить матери?
Всю жизнь работала, муж работящий, да бука, не обижал, но и не замечал. Жалко стало ей себя, свою жизнь. И дети, скорее всего, не откликнутся на её письмо, но мать не теряет веры и надежды, потому что в них – детях - смысл её жизни. И в письме, в каждой его строке, звучит народная мудрость, проповедь нравственных ценностей семейной жизни.
«Ты живи да радуйся, да других радуй», - призывает мать своих детей. Но она одинока: «Старуха и не заметила, что плачет»
А в рассказе «Как помирал старик» перед нами раскрывается глубокая трагедия родителей, которые в одиночестве, без детей уходят из жизни. А детям всё некогда…
- Какое слово является ключевым в названии рассказа?
- Что мы узнаём о жизни старика?
- Что больше всего ценит старик в людях?
- О ком думает старик перед смертью?
Писатель выхватил последние минуты жизни человека на земле, и в описании поведения старика Степана разворачивается вся его жизнь. Он любит жену, просит у неё прощения перед смертью. А какой любовью наполнены слова, обращенные к хлебу: «А хлеб-то рясный-рясный» ( Лексическое значение – крупный, вкусный, обильный)
И не о себе он думает, а о детях, им дает свои наказы.
- Прочитайте, что автор пишет о старухе. «Старик лежал, заострив кверху белый нос. Старуха тихо плакала у его изголовья»
- Что ждёт её впереди?
- Кто о ней позаботится?
- Вспомнят ли о ней дети?
Родители – это воплощение доброты, преданной любви к детям, всепрощения, мудрости, человеческого достоинства, терпения, веры. Родители - хранители опустевшего дома, который навсегда покинули дети, - глубоко трагическая ситуация. Ребята, перед вами прошла жизнь ваших родителей. Какой она будет, зависит от вас. Вы будете ответственны за благополучие престарелых своих родителей. Если вы будете любить своих родителей – в ваших душах поселится любовь и к отчему дому, и к своей земле, и к людям
Звучат песни о матери, о родительском доме в исполнении учащихся и преподавателей ДШИ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий