Популярные сообщения

пятница, 25 ноября 2011 г.

Уроки для детей и родителей

«Согрей теплом души своей» (По рассказам В.М.Шукшина).

Слово учителя
     К.Г.Паустовский писал: «Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, к ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку и быту, к её лесам, полям, селениям и людям». Олицетворением страны для каждого из нас является малая родина, а малая родина – это прежде всего родительский дом.
Вопросы для беседы:
-         Что же такое для каждого из вас родительский дом?
-         Какую память о родительском доме несёте вы, дорогие родители?
-         Вспомните самые яркие картины своего детства
-         Подберите красочные определения к слову «детство»
По итогам беседы составляется таблица

Р О Д И Т Е Л Ь С К И Й    Д О М

  Р О Д И Т Е Л И            Д Е Т С Т В О            П Р И Р О Д А          Д Р У З Ь Я
    -  любовь                   - радость                         - красота                  - общность
     - забота                      - свет       
     - вера                          - доброта

Ч У В С Т В О   С Ы Н О В Ь Е Г О   Д О Л Г А

     Очень важно иметь в своем сердце чувство сыновьего долга, благодаря которому жизнь родителей будет озаряться новым светом, будет помогать им жить. Но всегда ли дети, покидая отчий дом, платят добром родителям, не поселяется ли в их душах страшный недуг, который называется равнодушием?
Русская литература всегда была пронизана болью, состраданием, любовью к человеку. Особенно трогательны те её страницы, которые посвящены родителям и детям, их взаимоотношениям, посвящены матерям, которые расстаются с детьми и теряют с ними духовную связь, остаются обречёнными на одинокую старость и смерть. Именно такова тематика рассказов Василия Макаровича Шукшина «В профиль и анфас», «Письмо», «Как помирал старик».
-         В этих рассказах изображены разные этапы взаимоотношений детей и родителей. Давайте назовем их
-         Найдите цитаты,  которые, на ваш взгляд, наиболее ёмко характеризуют эти этапы, являются ключевыми.
-         Какие чувства вызывают у вас эти сцены?
-         Почему нам жалко престарелых родителей?


 «В профиль и анфас»                  «Письмо»                           «Как помирал старик»

Прощание с родительским домом        Разлука с детьми                Смерть родителей

«А мать всё стояла… смотрела           «Жить-то мне осталось    «Подай на Мишку на
ему вслед»                                          мало, я хоть порадываюсь    алименты…Маньке
                                                             за вас. Одной-то шибко        напиши, чтоб парнишку
                                                             плохо»                                    учила…Петьку не трогай –
                                                                                                             он сам едва концы с  
                                                                                                             концами сводит…»

      Ж А Л О С Т Ь                                  Ж А Л О С Т Ь                 Ж А Л О С Т Ь

     Зачитываются художественные описания картин природы, деревенского быта в рассказе «В профиль и анфас»
-         Какова их роль в рассказе?
Зачитываются сцены прощания героя с печкой, с матерью.
-         Почему герою тяжело, невмоготу расставаться со своей деревней?
-         Назовите глаголы действия, характеризующие поведение матери в час расставания с сыном.
·        «заплакала тихонько»
·        «запричитала»
·        «накрывала на стол»
·        «уложила всё в чемодан»
·        «заплакала, только не причитала»
·        «бездумно глядела»
·        «послушно остановилась»
·        «мать перекрестила его и осталась стоять»
·        «а подальше стояла мать»
·        «а мать всё стояла…смотрела ему вслед»
      -     Ключевое слово «стояла» повторяется несколько раз. Каково его лексическое значение?   Подберите к нему синонимы. (Слово употреблено в значении «застыть», «остолбенеть»)
-         Почему так велико горе матери, прощающейся с сыном? Кто ей поможет?
     Если в рассказе «В профиль и анфас» изображено расставание матери с сыном, то в рассказе «Письмо» уже изображена жизнь матери в разлуке с детьми. Как же ей живется? В чём смысл её жизни? В чём она находит для себя веру и надежду?
Перед нами письмо матери. И в этом письме вся её жизнь. Давайте её прочитаем.
·        «одна работа была на уме»
·        «любая животная ласку любит…нельзя быть букой – нет тепла от тебя»
·        «живи да радуйся»
·        «дети маленькие-то всё на отца глядят»
·        «огрею шумовкой – не серчай на меня»
·        «тут велики хорошие продают…внучки рыбачить будут бегать»
·        «жду вас как Христова дня»
·        «одной-то шибко плохо»
·        «купи ситцу на занавески, голубенького, утром проснётесь, а в горнице свет такой хороший»
-         Какой же была жизнь матери?
-         Услышат ли её дети?
-         Что помогает жить матери?
     Всю жизнь работала, муж работящий, да бука, не обижал, но и не замечал. Жалко стало ей себя, свою жизнь. И дети, скорее всего, не откликнутся на её письмо, но мать не теряет веры и надежды, потому что в них – детях  - смысл её жизни. И в письме, в каждой его строке, звучит народная мудрость, проповедь нравственных ценностей семейной жизни.
«Ты живи да радуйся, да других радуй», - призывает мать своих детей. Но она одинока: «Старуха и не заметила, что плачет»
А в рассказе «Как помирал старик» перед нами раскрывается глубокая трагедия родителей, которые в одиночестве, без детей уходят из жизни. А детям всё некогда…
-         Какое слово является ключевым в названии рассказа?
-         Что мы узнаём о жизни старика?
-         Что больше всего ценит старик в людях?
-         О ком думает старик перед смертью?
     Писатель выхватил последние минуты жизни человека на земле, и в описании поведения старика Степана разворачивается вся его жизнь. Он любит жену, просит у неё прощения перед смертью. А какой любовью наполнены слова, обращенные к хлебу: «А хлеб-то рясный-рясный» ( Лексическое значение – крупный, вкусный, обильный)
И не о себе он думает, а о детях, им дает свои наказы.
-         Прочитайте, что автор пишет о старухе.  «Старик лежал, заострив кверху белый нос. Старуха тихо плакала у его изголовья»
-         Что ждёт её впереди?
-         Кто о ней позаботится?
-         Вспомнят ли о ней дети?
    Родители – это воплощение доброты, преданной любви к детям, всепрощения, мудрости, человеческого достоинства, терпения, веры.  Родители - хранители опустевшего дома, который навсегда покинули дети, - глубоко трагическая ситуация. Ребята, перед вами прошла жизнь ваших родителей. Какой она будет, зависит от вас. Вы будете ответственны за благополучие престарелых своих родителей. Если вы будете любить своих родителей – в ваших душах поселится любовь и к отчему дому, и к своей земле, и к людям
Звучат песни о матери, о родительском доме в исполнении учащихся и преподавателей ДШИ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий