Люди, судьбы, встречи…
Передо мной распахнутые двери школы… За долгие школьные годы по-разному я входила в храм наук: и с радостью, и с тревогой, а иногда и с полным отсутствием желания. Но в этом году все изменилось. Я остро ощутила быстротечность времени – это последний год моей школьной жизни. И все чаще вхожу в школу с трепетом и волнением, с желанием, чтоб как можно дольше длились уроки. Мои уроки… Уроки жизни…
Школьная жизнь была щедра ко мне. Она подарила мне множество удивительных встреч (дважды побывала в ВДЦ «Орленок», принимала участие в создании фильма «Орленок работает» по сценарию оператора Э.А.Розовского в рамках Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» 2009, участвовала во всероссийских и международных фестивалях детского и юношеского киновидеотворчества). Здесь я раскрывала новые грани своего характера, обретала новых друзей, училась творить. Яркие, запоминающиеся страницы…
Но были встречи иные, казалось, обыденные, повторяющиеся изо дня в день, – встречи с моими учителями.
В класс входит убеленный сединой, высокий, стройный человек и начинает свой неторопливый рассказ о том, как многообразен мир опасностей, с которыми может встретиться каждый из нас. Так начинаются уроки ОБЖ. Вячеслав Германович Дуркин – учитель с 40-летним педагогическим стажем. Прошедший большую школу жизни, он вооружает нас не только теоретическими знаниями, но и учит нас любить землю, на которой родились и выросли, учит быть людьми чести, практическим опытом безопасного существования в реальном мире, готовит к служению своему Отечеству. Почти 80 выпускников нашей школы закончили высшие военные учебные заведения и связали свою жизнь с профессиональной службой в армии. География их службы – вся необъятная Россия.
Из письма выпускника нашей школы, ныне курсанта Рязанского высшего военного командного училища связи Титова Марка: «Меня кинуло в дрожь, когда я узнал, что поступать в училище приехало 1500 человек (молодых, здоровых пацанов), а зачислить надо было только 300… Нас изнуряли тяжелой физической подготовкой. Бежишь километры – а за плечами автомат, противогаз и магазины на поясе. Сил нет – но надо бежать, потому что это контрольная точка по физической подготовке. Многие не выдерживали – сдавались, уходили сами. Но у меня выбора не было – я должен служить. Это моя мечта, это моя жизнь. Спасибо Вам, Вячеслав Германович, за науку жизни, за то, что учили быть стойкими, упорными, учили стоять до конца!»
Трое моих одноклассников тоже готовятся поступать в военные училища. Школьные традиции продолжаются… И в этом заслуга моего учителя.
Однажды Вячеслав Германович вошел в класс очень быстрой, ему не свойственной походкой; указка, почему-то сразу оказавшаяся в его руках, тихонько дрожала.
- Ребята, я сегодня получил весточку с войны…Великой Отечественной войны…
Мы не слышали, как прозвенел звонок. Рассказ был долгим, порой учитель замолкал, отворачивался к окну, чтоб мы не видели, как бежит по его щеке непрошеная мужская слеза. И вновь звучал его взволнованный голос: «История моей семьи тесно связана с вятским краем, с вятской деревней». И вспомнилась русская деревня. Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим это вечное слово «деревня»? Сразу же вспоминается старенький домик, запах свежескошенной травы, необъятные поля и луга. Вспоминаются крестьяне, труженики земли, с крепкими мозолистыми руками…
Эта история начиналась в вятской деревушке с удивительно поэтичным названием «Золотая Гора». Маленькая, всего в 13 домов, раскинулась она на небольшой горе. Рассказывают, в далекие времена проезжал мимо молодой купец и остановился пораженный невиданным зрелищем: с той горы его взору открылись купола пяти церквей… Это был Починок Самсона Перевалова, позднее названный жителями Золотой Горой, золотым местечком. Одна-единственная улица, огражденная заплотом из жердей, березовая рощица, заботливо посаженная жителями деревни вдоль всей улицы, сады, огороды и пьянящий запах черемухи по вёснам, а вокруг бескрайние поля…Конеферма, птичник, изба-читальня – деревня жила повседневной трудовой жизнью. А в праздники и в росистые вечера далеко вокруг звучал голос одинокой тальянки.
На окраине деревни находился дом Марии Матвеевны Багаевой, местной целительницы. Именно здесь начиналась молодая супружеская жизнь Аполлинарии Павловны Багаевой и Сергея Петровича Смирнова, ее дочери и зятя. Расписались молодые осенью 1939 года, а через год в их семье появился на свет сын. Александру Сергеевичу, маленькому Шурику, не суждено будет запомнить отца, его крепкие руки, его мужское плечо. Но это потом... А пока дом озарен счастьем и светом. И, казалось, впереди долгая жизнь в мире, согласии, ладу. Сергей Петрович ждал повестки на действительную военную службу. Она его не пугала: отслужит два года и вернется в родимый дом, а в верности жены он не сомневался никогда. Семья провожала Сергея Петровича 4 мая 1941 года. Тогда ещё никто не знал – провожают сына, мужа, отца н а в с е г д а.
И учитель, овладев своим волнением, продолжал рассказывать нам историю своей семьи. Но сейчас она уже не была только его историей, разделенная на нас на всех, она обретала магическое звучание, заставляла нас пережить душой, сердцем, умом трагедию одной семьи, трагедию всей страны. «В Оричевский военкомат пришло письмо из далекой Белоруссии. Юные поисковики, ученики Романовичской школы, ведя раскопки, обнаружили списки 20-ой военной механизированной бригады, которая вела тяжелые бои за белорусский город Барановичи в июне-июле 1941 года. Скорее всего, документы были спрятаны штабом при отступлении. Бумаги истлели, но запись «Смирнов … Петрович, красноармеец-стрелок, Оричевский район, Смирновский с\совет, 1921 г.р.» сохранилась. Сергей Петрович – муж моей мамы, Аполлинарии Павловны. Мама прожила долгую жизнь, полную и забот, и радости. Всю жизнь трудилась, вырастила четверых сыновей. И 65 лет она ждала вестей о судьбе своего первого мужа, вела розыск, писала письма, но Сергей Петрович так и остался для нее навсегда «без вести пропавшим»…»
Восстановить хронологию трагедии одной крестьянской семьи, на судьбу которой выпали тяжелейшие испытания и беды в годы войны, мне помогли письма Смирнова Сергея Петровича своей жене Апполинарии Павловне, письма солдата, отметившего накануне войны свое 20-летие.
Письмо №2.
Дата отправления - 09.05.1941
Место отправления – г.Челябинск
«Добрый день, веселый час (так начинаются все письма солдата)! Полечка, мне очень скучно, не знаю, как придет то время, когда я буду дома. Жив-здоров, сын Шурик, наверное, стал большой…»
Письмо №4
Дата отправления - 18.05.1941.
Место отправления – БССР, Минская область, Дзержинский район, п\о Станьково
«…Теперь я уже обмундирован, стал настоящий красноармеец. Полечка, пройдут два этих года, и мы вновь будем с тобой вместе. Береги Шурика, чтоб он был здоров…Посеяли ли в усадьбе? Загородили ли огород? Здесь, Поля, все есть в магазинах: и шали, и галоши, и пальто женские. Вот подольше послужу, буду тебе посылки отправлять…»
Письмо №6
Дата отправления – 02.06.1941
Место отправления – БССР, Минская область, Дзержинский район, п\о Станьково
«…Занимаемся военной и политической подготовкой. Воскресенье – выходной день, ходим на реку. Здесь уже все ожило, черемуха цветет. Все было бы хорошо, кабы, Полечка, мы были вместе. Я видел тебя во сне, будто мы вновь вместе, а проснулся – все по-старому. Только одна винтовка со мной рядом. Береги сына, чтоб не болел. Приеду домой – такой будет праздник…»
Письмо №7
Дата отправления – 07.06.1941
Место отправления – БССР, Минская область, Дзержинский район, п\о Станьково
«…Я теперь служу в механизированной пехоте. Если все будет в порядке, может, дома побываю. Полечка, сейчас я еще и агитатором буду, здесь каждый час на учете – время проходит быстро. Моя любимая жена Полечка, до свидания. Горячо целует Ваш муж Сергей…»
Это было последнее письмо. Оно пришло в вятскую деревушку 14 июня 1941 года. А через неделю, в 04.00 22 июня 1941 года, когда еще только близился рассвет, по всей белорусской приграничной полосе неожиданно, как гром среди ясного неба, загремит канонада. Внезапный артиллерийский огонь фашистов обрушится по соединениям и частям, расположенным поблизости от границы, и по заставам пограничников.
В течение всего дня противник будет продолжать атаки в направлении Барановичи, но ощутимого успеха не достигнет. Лишь на одном участке немцам удастся прорваться на 3-5 километров, но зато потеряют здесь свыше 50 танков.
А уже после войны бывший начальник 4 немецкой армии генерал Блументритт сделает следующее признание английскому историку Лидел Гарту: «Начальная битва в июне 1941 года впервые показала нам Красную Армию. Наши потери доходили до 50%. Пограничники защищались …до последнего, несмотря на тяжелейшие бомбежки и обстрел из крупнокалиберных орудий. Так мы узнали, что значит сражаться по русскому способу».
И одним из тех пограничников был уроженец вятской земли Смирнов Сергей Петрович, крестьянин, труженик, солдат, обретший вечный покой на белорусской земле.
Смирнов Сергей Петрович погиб 02.07.1941года, защищая г.Барановичи.
«Письмо из Белоруссии пришло в марте, а мамы не стало в феврале. Она не дождалась известия о своем погибшем на войне муже один месяц. Один месяц и почти 65 лет…»
Молодой солдат, погибший на поле брани в 20 лет, учитель, отслуживший в школе 40 лет, ученики Романовичской школы, обнаружившие во время раскопок уникальный архив одной из военных бригад, сведения о которой не было даже в архиве Министерства обороны Российской Федерации, и я – выпускница 2010 года. Что связало нас воедино? Что заставило нас встретиться? Я уверена, любая встреча – это бесценный дар судьбы, который надо заслужить. Они - заслужили, потому что совершили подвиг. Героический, трудовой, духовный…
Вечная память Солдату, защитившему родную землю…
Низкий поклон учителю, воспитывающему защитников Родины…
Огромная благодарность детям из Белоруссии, маленьким гражданам планеты Земля…
И я, выпускница 2010 года, года, знаменательного для страны – 65-летия Великой Победы. Победы, которая подарила мне мирное голубое небо, которая подарила мне жизнь. И когда мне будет трудно, я вспомню Золотую Гору, откуда берет начало эта удивительная история, подарившая мне
В С Т Р Е Ч У. Уроки жизни продолжаются…
А как же Золотая Гора, может быть, названная так и потому, что жили в ней трудолюбивые и доброжелательные люди – золотой народ, своим трудом и подвигом ковавший Великую Победу. Сегодня деревня со столь поэтичным и сказочным названием ушла в прошлое. Как и многое в нашей жизни. Но осталась П А М Я Т Ь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий